Что такое 8 конечностей в йоге

What Are The 8 Limbs Of Yoga

Если вы начинаете осваивать практику йоги с коврика и изучать ее философские корни, первое понятие, с которым вы можете столкнуться, - это 8 конечностей йоги. Но что такое 8 конечностей йоги? Для новичка в йогической философии это может звучать довольно загадочно. Даже само словосочетание "конечности" может заставить его звучать как некая продвинутая поза йоги. Однако на самом деле 8 конечностей йоги - это набор философских принципов, которые были разработаны для того, чтобы вести йогина к просветлению. Изучая и практикуя каждую конечность последовательно и одновременно, йог может достичь состояния полного равновесия и покоя, известного как самадхи, или просветление. В конце концов, это и есть цель йоги. Однако путешествие по 8 конечностям йоги важнее, чем конечный пункт назначения: Именно то, чему учатся на этом пути, и есть настоящая йога. Если вы впервые знакомитесь с 8 конечностями йоги, поздравляем вас, ведь вы делаете первый шаг по пути йоги.

Йога-сутры Патанджали

Йога-сутры Патанджали

Йога-сутры Патанджали

Чтобы понять 8 конечностей йоги, сначала важно взглянуть на их происхождение с исторической точки зрения. Во втором веке индийский мудрец Патанджали создал свои "Йога-сутры". Считается, что эти сутры, или краткие уроки или изречения, первоначально передавались устно, а затем были записаны. За прошедшие годы появилось множество переводов и интерпретаций, но "Йога-сутры" Патанджали все еще можно купить и прочитать. Фактически, они являются центральным текстом на тренингах для преподавателей йоги и представляют собой самый основной и важный текст в йоге на сегодняшний день.

В "Йога-сутрах" Патанджали объясняет принципы и цели йоги. Он делает это с помощью того, что он называет восьмеричным путем, или восемью конечностями йоги. В сутрах Патанджали рассматривает восемь важных принципов, которым должен следовать йог и которыми он должен овладеть. К ним относятся ямас, ниямас, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, которые подробно рассматриваются ниже.

Восемь конечностей йоги

Ямас

Ямас

Ямас

Когда вы будете упорно воздерживаться от мыслей о вреде, направленных на себя и других, все живые существа перестанут испытывать страх в вашем присутствии. Патанджали

Первая из 8 конечностей йоги также является первой конечностью, которую необходимо освоить. Она известна как ямы, или нравственные ограничения. Ямы относятся к тому, как йог взаимодействует с окружающим миром, а также со своим внутренним "я". Они учат социальному поведению и морали, которые йогин должен соблюдать в общении не только с другими людьми, но и в своих мыслях о себе. Существует пять ям, которые необходимо соблюдать.

Ахимса (ненасилие): Следуя ахимсе, йог должен практиковать ненасилие и сострадание по отношению ко всем существам. Это включает в себя физическое ненасилие, а также отказ от немилосердного отношения к себе. Некоторые йоги воспринимают яму ахимсы буквально и используют ее для оправдания такого образа жизни, как веганство, при котором йог живет свободно и мирно и воздерживается от убийства любого живого животного.

Сатья (Истина): Вторая яма - сатья - означает правдивость. Йог должен практиковать правду и честность с другими, а также с самим собой. Это может потребовать погружения в глубины своей психики, чтобы признать истину, стоящую за их поведением или повторяющимися мыслительными шаблонами. Благодаря правдивости йог сможет ясно увидеть мир таким, каков он есть на самом деле.

Астея (не воровство): Йог также должен практиковать астейю, или неворовство. Это, конечно, имеет буквальное толкование: йоги не должны красть или брать у других то, что им не принадлежит. Однако его можно интерпретировать и по-другому. Например, опоздание может рассматриваться как кража времени другого человека. Принятие услуг может быть формой кражи у других, если они не возвращены. Есть много способов, которыми человек может воровать, и не все они очевидны. Йог, практикующий ахимсу, знает об этом и воздерживается от всех видов воровства.

Брахмачарья (Единство с Божественным): Возможно, самой непонятной из ям является брахмачарья, или единство. Исторически эта яма трактовалась как безбрачие - йог должен воздерживаться от половой жизни, чтобы сохранить единство с божественным. Однако в более современные времена она чаще трактуется как рационализация энергии, в том числе сексуальной.

Апариграха (Непривязанность): Последняя яма - это апариграха, или непривязанность. Йог, практикующий апариграху, обладает спокойствием ума и духа. Они не привязываются к объектам, людям или результатам. Скорее, они существуют в настоящем моменте и воспринимают жизнь так, как она происходит вокруг них. Привязанность к эго освобождается, и йог способен увидеть свое истинное внутреннее "Я".

Ниямы

Ниямы

Ниямы

Лень - великий враг - вдохновитель трусости, нерешительности, жалости к себе, печали и пустяковых, выбивающих из колеи сомнений. Патанджали

Вторая ветвь йоги тесно взаимосвязана с первой. Ниямы, как и ямы, состоят из пяти уроков, по которым должен жить йог. Они считаются соблюдениями, правилами или предписаниями, которым должен следовать йог. Если ямы больше относятся к взаимодействию йогина с внешним миром, то ниямы считаются более внутренними наставлениями о том, как йогин должен относиться к своему внутреннему "Я".

Сауча (Чистота): Первая из ниям - это сауча, или чистота. Йог должен поддерживать чистоту ума, тела и духа. Это сложная задача, и она включает в себя выбор йогом пищи, которая поступает в его тело, мыслей, которые поступают в его ум, и многого другого. С помощью чистоты йог очищает лист своего внутреннего "Я" и готовится к следующим ветвям йоги.

Сантоша (довольство): Вторая нияма - это сантоша, или довольство. Здесь не имеется в виду создание обстановки, которая приносит удовлетворение. Скорее, эта нияма учит тому, как важно находить счастье и душевное удовлетворение в любых обстоятельствах. Если йог может найти покой даже в самые трудные времена, значит, он овладел сантошей.

Тапас (сжигание энергии): Тапас означает сжигание энергии или энтузиазм. Обычно это ассоциируется с ощущением жара в животе во время интенсивной практики йоги - когда йог упорно и целеустремленно работает, он накапливает тепло и энергию в теле. Однако за пределами физического тела йог может использовать эту же энергию и силу воли во всех жизненных действиях.

Свадхьяя (самообразование): Самоисследование, или свадхьяя, необходимо для йога, который действительно хочет изучить все 8 конечностей йоги. Практиковать йогу - значит познать себя. Йог должен посвятить себя внутреннему погружению и исследованию своего эго, своих предубеждений, привязанностей, желаний, невежества и, наконец, освобождению от всего этого.

Ишварипранидхана (Сдача): Последняя нияма - это сдача, или ишварипранидхана. После того как йог усвоит предыдущие ямы и ниямы, он будет готов отказаться от своего эго и отдать все, что у него есть, Божественному. Это следует рассматривать не как религиозный опыт, а как духовную капитуляцию и признание того, что йог един со всеми существами. Он не лучше и не хуже других; он просто и благословенно является частичкой Вселенной.

Асана

Асана

Асана

Асаны приносят совершенство тела, красоту формы, грацию, силу, компактность, твердость и блеск бриллианта. Патанджали

Третья конечность йоги - это та, которая наиболее переоценена, но и наиболее узнаваема. Когда люди на Западе думают о йоге, они часто представляют себе эту третью конечность: Асана. Асана относится к физическим позам йоги. Существует огромное количество асан, или поз йоги, и хотя они являются неотъемлемой частью практики, это лишь один из кусочков большой головоломки. Само слово "асана" переводится с санскрита как "удобное сидение". Опираясь на сантхошу, или довольство, а также на другие ямы и ниямы, урок заключается в том, что йог должен научиться находить покой в любой позе, сложной или простой. Даже самые простые асаны могут стать невероятно сложными, если удерживать их в течение длительного времени. Дело здесь не в том, чтобы нарастить мышцы или выносливость, а в том, чтобы выработать внутренний покой и силу воли, способные преодолеть любые физические обстоятельства. Понимание этой великой ментальной цели асан является неотъемлемым условием для того, чтобы йог продолжал идти по восьмеричному пути. Практикуя асаны с учетом этого урока, йог фактически готовит свое тело к медитации.

Пранаяма

Пранаяма

Пранаяма

Качество нашего дыхания выражает наши внутренние чувства. Т.К.В. Десикачар

Четвертая ветвь йоги - это пранаяма, или дыхательные техники. Существует целый ряд дыхательных техник, которым может обучиться йог. Это особые способы управления дыханием, от выверенных по времени вдохов и выдохов до чередования ноздрей, сужения горла и т. д. Каждый метод пранаямы несет в себе различные духовные, физические и эмоциональные преимущества. Некоторые методы, такие как дыхание уджайи, могут заряжать энергией. Другие, такие как дыхание нади шодхана, успокаивают и расслабляют. В конечном счете, цель пранаямы - соединить тело и разум. Подумайте об этом в терминах физической реакции тела на стимуляцию: В пугающем сценарии человек может осознать, что он быстро дышит или, возможно, задерживает дыхание. Пранаяма как практика переворачивает ситуацию. Контролируя сначала дыхание, йог может влиять на физиологическую реакцию своего тела, а значит, легче контролировать ум. Во время практики асан каждая поза должна сопровождаться вдохом и выдохом. Аналогичным образом, именно дыхание выводит йога из осознанности в неподвижность медитации. Так же как само слово "йога" означает союз, именно пранаяма осуществляет этот союз.

Пратьяхара

Пратьяхара

Пратьяхара

Путь к устранению неведения лежит через постоянное, целенаправленное различение наблюдателя и мира. Патанджали

Пратьяхара, или отказ от чувств, является пятой ветвью йоги. Будучи пятой ветвью йоги, она является началом более мозгового йогического учения. Многие йоги зацикливаются на более простых асанах или даже пранаяме. Однако добавление пратьяхары, или отрешения от чувств, к предыдущим конечностям является важным шагом. При сенсорной абстиненции йог учится отстраняться от раздражителей внешнего мира. Это можно рассматривать как сосредоточение во время выполнения позы йоги, несмотря на громкую музыку, преодоление болевых ощущений, освобождение от телесных желаний и многое другое. Некоторые буквальные толкования пратьяхары используются для оправдания йога-ретритов или монашеского образа жизни. Однако можно утверждать, что это неверное толкование истинной пратьяхары. Чтобы действительно практиковать эту ветвь йоги, йог должен научиться отстранять свои чувства, даже находясь в стимулирующей среде. Представьте себе йогина как глаз урагана: спокойный и уравновешенный, несмотря на бушующий вокруг него мир.

Дхарана

Дхарана

Дхарана

Если вы сможете контролировать превращение ума в пульсацию, вы познаете йогу. Патанджали

Шестой конечностью йоги является дхарана, что означает полное и тотальное сосредоточение. Чем это отличается от отказа от чувств? Отказ от чувств необходим йогину для развития сосредоточенности. Йог должен развивать способность концентрироваться на одном предмете, объекте или мысли. Примером практики дхараны может служить представление одного яркого белого света во время медитации, повторение мантры или постоянная фиксация взгляда во время асаны. Используя каждый из этих методов, йог тренируется отключаться от окружающего мира и ограничивать свое внимание одним объектом. Достижение полной сосредоточенности приводит к естественному эффекту - освобождению от внешних привязанностей и эго.

Дхьяна

Дхьяна

Дхьяна

В глубокой медитации поток концентрации непрерывен, как поток масла. Патанджали

Дхьяна более известна как медитация. Это предпоследняя ступень из восьми конечностей йоги. Если посмотреть на нее в совокупности, становится ясно, как все предыдущие конечности ведут к состоянию медитации. Чтобы медитировать, йог должен уметь сосредоточиться, отстранить свои чувства и занять удобное место, как физически, так и психически, независимо от обстоятельств. При медитации йог идет на шаг дальше дхараны. Вместо того чтобы выбирать точку фокуса, йог сосредотачивается на всем и ни на чем сразу. Его ум становится неподвижным и пустым бассейном, в котором текут мысли без каких-либо привязанностей. Йог существует во вселенной, но не взаимодействует с ней. Здесь обретается истинный покой.

Самадхи

Самадхи

Самадхи

Ум, свободный от всех беспокойств, - это йога. Патанджали

Самадхи, восьмая и последняя конечность йоги, означает просветление. Йог, достигший самадхи, действительно освобождается от своего эго и пут физического мира. Он признает свое единство с Божественным и всеми существами, одновременно уравнивая свой дух и признавая свою врожденную царственность и силу. У йога, достигшего самадхи, нет желаний и ожиданий. Они существуют в мире без каких-либо чувственных навязчивостей или привязанностей. Редко кто достигает самадхи, но это цель всех йогов, которые проходят восьмеричный путь, чтобы достичь этой точки.

Заключение

8 конечностей йоги - это и философский свод, и план занятий для любознательного йога. Они одновременно сложны и практичны. Йоги, стремящиеся достичь просветления, всю жизнь будут возвращаться к восьмеричному пути, корректировать свою практику, изучать и заново изучать философию.

comments powered by Disqus

Вам также может понравиться