Введение в шесть систем ведической философии

Введение в шесть систем ведической философии

Если вы раньше занимались йогой, то, возможно, слышали термин "веда" или "ведический". "Веда" означает "знание". Ведическое знание также называется апаурусейя. Это означает, что оно не является знанием, полученным от людей. Это знание от богов.

В ведической мудрости существует шесть школ мысли. Каждая система имеет свои философские взгляды. Эти взгляды называются даршанами. Авторами каждой системы являются разные известные мудрецы.

Ниже приведены шесть философских взглядов:

- Вайшешика (Атомная теория)

- Санкхья (анализ материи и духа)

- Йога (дисциплина самореализации)

- Мимамса (наука о плодотворной работе)

- Веданта (наука о Богореализации)

Все эти системы признают ведический авторитет. Все они также разделяют один и тот же основной принцип.

Они считают, что самость - это индивидуальное духовное существо. Оно порождено природой и вечным сознанием.

Самость обретает череду физических тел. Это также называется реинкарнацией. Самость страдает из-за контакта с материей. И каждая система пытается положить конец страданиям.

#1 Ньяя

Ньяя

Ньяя

Ньяя была создана мудрецом Гаутамой. Она считается индийской логической системой. Ньяя является предпосылкой для любого философского исследования.

Система Ньяя утверждает, что существует шестнадцать познаваемых сущностей и четыре способа познания.

Благодаря этой системе человек может понять реальность. Это понимание поможет им достичь спасения.

Ньяя анализирует природу. Она оценивает источники знания. И пытается отделить достоверные знания от недостоверных.

Если человек приобретет достоверные знания, он также достигнет освобождения. Овладение этими логическими приемами поможет на этом пути. С помощью логики можно избавиться от страданий в повседневной жизни.

Конечная цель системы ньяя - освобождение. Она пытается положить конец боли и страданиям.

Шестнадцать падартхас Ньяя в изучении реальности

Ньяя

Шестнадцать падартхас Ньяя для изучения реальности

#1 Прамана - Четыре источника достоверного знания

Прамана описывает четыре способа получения знания.

Эта философия делит знание на две категории. Это анубхава и смрти.

Они также известны как эмпирические знания и память.

Эмпирическое знание может быть получено через четыре праманы. Память происходит от ума. Память также зависит от опытного знания.

Существует достоверное и недостоверное знание, или прама и апрама. Апрама может быть разделена на три категории:

- Бхрама (ошибочное познание)

- Тарка (гипотетический аргумент)

Ньяя понимает истинное знание. Оно всегда соответствует природе своих объектов. Истинное знание - это когда вещь понимается в ее истинной природе. Истинное знание может привести к успеху. А ложное знание делает человека беспомощным. Оно может привести к неудаче и разочарованию.

#2 Прамея - Двенадцать объектов познания

Прамея - Двенадцать объектов познания

Прамея - Двенадцать объектов познания

Прамея - это объект познания. Его также переводят как "то, что познаваемо". Существует двенадцать объектов познания.

- Сарира (Тело)

- Индрии (пять чувств)

- Артха (объекты чувств)

- Доса (умственные дефекты)

- Пхала (плоды действий)

#3 Самсая - Сомнение

Samsaya - Doubt

Самсая - Сомнение

Самсая - это состояние сомнения. Ум колеблется между противоречивыми взглядами. Но он всегда рассматривает один объект. В сомнении есть два альтернативных взгляда. Но ни один из них не может привести к уверенности.

#4 Прайоджана - Цель

Никто не может действовать без цели или задачи. Не имеет значения, полностью ли понятна эта цель.Человек должен действовать, чтобы достичь своих желаний. Иногда они действуют, чтобы избавиться от нежелательных вещей. Эти объекты мотивируют деятельность человека.

#5 Drstanta - Пример

Дрстанта - пример

Дрстанта - пример

Использование примера может проиллюстрировать общий факт. Это также помогает установить аргументацию.Это важный аспект рассуждений. С этим могут согласиться обе стороны. Это не подлежит оспариванию.

#6 Сиддханта - Доктрина

Доктрина это неоспоримая истина. Она является основой всей теории. Она также существует в каждой философской системе. Доктрина принимается как истина. Она может быть получена из непосредственного опыта или логики и рассуждений.

#7 Пять Аваяв - составляющие умозаключения

Пять Аваява - составляющие умозаключения

Пять Аваява - составляющие умозаключения

Умозаключения являются важным источником правильных знаний. Он содержит пять необходимых составляющих для определения правильного знания.

- Упанайя (универсальное предложение)

#8 Тарка - Гипотетический аргумент

Все системы индийской философии согласны с тем, что ум может создавать путаницу. Он может неправильно понять информацию, когда она затуманена. Вот почему важно очистить свой ум, прежде чем пытаться понять.

Тарка - это процесс постановки вопросов и перекрестных вопросов. Она приводит к определенному выводу. Тарка - это форма предположения. Она может быть использована для получения достоверного знания.

Тарка - отличный инструмент для анализа распространенных утверждений. Он позволяет отличить достоверные знания от недостоверных.

#9 Нирна - Заключение

Нирна - Заключение

Нирна - Заключение

Определенные знания должны быть получены законным путем. Чтобы понять гарантированную истину, необходимо использовать признанные и легитимные источники знаний.

#10 Badha - обсуждение

Бадха - это дебаты между двумя сторонами. Каждая сторона пытается утвердить свою позицию. Они также пытаются опровергнуть позицию другой стороны. Обе стороны пытаются прийти к истине путем рассуждений и логики. Бадха - это эффективный и действенный способ получения достоверной информации. Но обе стороны должны быть честными и свободными от предрассудков.

#11 Джалпа - разводка

Джалпа - Врангель

Джалпа - Врангель

Джалпа - это процесс, с помощью которого противники пытаются достичь победы. Но они не делают это честным путем. Они задействуют свое эго.

Поэтому истина не может быть найдена.

Джалпа содержит все те же характеристики, что и обоснованные дебаты. Но она не направлена на выявление истины. У каждой стороны есть свои предубеждения. И они пытаются собрать все возможные аргументы в свою пользу.

#12 Витанда - Иррациональные рассуждения

Витанда - это аргумент, направленный на разрушение позиции оппонента. Она не направлена на установление или защиту своей позиции. Она просто разрушительна по отношению к оппоненту.

Витанда обычно возникает, когда одна или обе стороны понимают, что их дело слабое. Они не могут защитить свое дело. Поэтому они нападают на своего оппонента с разрушительными намерениями.

#13 Хетвабхаса - умозрительные рассуждения

Хетвабхаса - Особые рассуждения

Хетвабхаса - Особые рассуждения

Хетвабхаса - это рассуждения, которые кажутся обоснованными. Но оно совершенно необоснованно.

Умозрительные рассуждения являются ложными и состоят из умозаключений.

#14 Чала - Несправедливый ответ

Чала используется для того, чтобы обмануть или одурачить кого-то. Он использует слово или фразу и делает вид, что понимает ее не так, как было задумано. Чала отрицает истину с помощью преднамеренного неправильного толкования.

#15 Джати - обобщение на основе ложной аналогии

Джати - обобщение на основе ложной аналогии

Джати - обобщение на основе ложной аналогии

Джати используется для описания спора, в котором один отвечает несправедливо. Этот несправедливый ответ основан на ложной аналогии.Она является необоснованной и недействительной.

#16 Ниграхастхана - Основания для поражения

Ниграхастхана - это когда сторонник неправильно понимает свои собственные или оппонента предпосылки. Они не понимают последствий для обеих сторон.Они становятся беспомощными и вынуждены признать свое поражение.

#2 Вайшешика

Вайшешика

Вайшешика

Вайшешика - это система, разработанная мудрецом Канадой. Ее работа разделена на десять канто. Каждый канто содержит два раздела. Вайшешика является союзником философской системы ньяя. Обе они принимают освобождение себя как конечную цель. Обе они также считают невежество первопричиной всех страданий и несчастий.

И вайшешика, и ньяя считают, что освобождение может быть достигнуто благодаря правильному знанию.

Но философия ньяя принимает четыре независимых источника знания. Вайшешика принимает только два, включая восприятие и умозаключение.

Ньяя утверждает, что вся реальность должна быть постигнута шестнадцатью категориями. Но Вайшешика признает только семь категорий.

Семь категорий реальности Вайшешики

#1 Нина Дравьяс - Вещество

Нина Дравьяс - Вещество

Нина Дравьяс - Вещество

Дравья - это субстанция, в которой может существовать качество или действие. Но сама субстанция отличается от качества и действия.

Без сущности не может быть ни качества, ни действия. Существует девять видов субстанций, включая землю, воду, огонь, воздух, эфир, время, направление, душу и разум.

#2 Двадцать четыре гуны - качества

Гуна - это качество. Она не может существовать сама по себе. Она существует только в субстанции. Поэтому она не может быть составной или материальной причиной существования чего-либо другого.

Гуны можно считать нематериальными причинами вещей, но только потому, что они определяют природу вещей.

Существует двадцать четыре качества, или гуны:

- Самйога (соединение или союз)

- Дхарма (заслуги или добродетели)

- Адхарма (безнравственность или недобродетель)

#3 Карма - действие

Карма - действие

Карма - действие

Карма рассматривается как физическое движение. Но оно относится не только к движениям тела. Оно также считается разновидностью субстанции. Как и качество, действие существует только в субстанции. Само по себе оно существовать не может.

Действие или движение зависит от его субстанции. Невозможно найти действие в нематериальных субстанциях.

Существует пять видов действия, включая восходящее, нисходящее, внутреннее, внешнее и линейное.

#4 Саманья - Общность

Общность относится к абстрактным характеристикам, которые единичны и вечны. Сущность общих характеристик объединяет различные сущности.Всеобщность иногда переводится как универсальность.

Саманья признает три уровня общности. К ним относятся высший, низший и промежуточный. Высший вид - это само существование. Низший вид - это ограниченные референты. Промежуточные понятия не включают в себя другие категории реальности.

#5 Visesa - Уникальность

Вишеса - Уникальность

Вишеса - Уникальность

Вишеша - это характеристика вещи, которая отличает ее от других. Она абстрактна и вечна, как неосязаемые субстанции. Все в мире сопровождается уникальностью.Всеобщность и уникальность - противоположные понятия.

#6 Самавайя - Неприкосновенность

Существует два вида отношений между вещами: соединение и несоединение.

Сопряженность - это одно из двадцати четырех качеств. А бессвязность - одна из семи категорий реальности. Конъюнкция временна. Это не вечные отношения между двумя вещами. Эти вещи могут быть разделены в любой момент.

Ингерентность - это постоянная связь между двумя сущностями. Одно заключает в себе другое и не может быть произведено само по себе. Целое всегда связано со своими частями.

#7 Абхава - Небытие

Абхава - Небытие

Абхава - Небытие

Небытие - это последняя категория реальности. Она является негативной в отличие от первых шести категорий.

Существует два вида небытия. Самсаргабхава - это отсутствие чего-то в чем-то другом. И Аньёниабхава - это взаимное небытие.

Существует три вида самсаргабхавы:

- Прагбхава (предшествующее несуществование)

- Прадхвамсабхава (небытие после разрушения)

- Атьянтабхава (абсолютное небытие)

Взаимное несуществование отличает одну вещь от другой. Когда две вещи различны, они взаимно исключают друг друга.

#3 Санкхья

Санкхья

Санкхья

Санкхья верит в центральную идею.Существо может освободиться от невежества, если поймет двадцать четыре элемента, из которых состоит материя.

Санкхья была систематизирована древним мыслителем Капилой. В этой системе существуют различные принципы. Некоторые из этих принципов дуалистичны.

Теория причины и следствия в Санкхье

Все индийские философии строят свое объяснение эволюции как причины и следствия.

Это утверждает, что следствие уже существует в непроявленной форме. Таким образом, процесс производства следствия из причины приводит к появлению следствия. Никто не может превратить несуществование в существование. Поэтому ничто из существующего не может быть полностью уничтожено.

Пракрити - принцип бессознательного

Пракрити - принцип бессознательного

Пракрити - принцип бессознательного

Система Санкхья также считает, что весь мир зависит от определенных эффектов. Она также считает, что эти эффекты могут ограничивать или порождать мир.

Конечная причина мира - это беспричинный, вечный, всепроникающий потенциал. Она более тонкая, чем ум и интеллект.

Эта конечная причина считается пракрити.

Гуны

Философия санкхьи также признает саттву, раджас и тамас. Это базовые качества, через которые воспринимается вселенная. Эти качества можно вывести из всех характеристик материального мира.

Вся Вселенная образовалась из гун. И естественным равновесием гун является пракрити.

Когда равновесие нарушено, мир находится в викрити. Это известно как неоднородное состояние. Саттва - это невесомость или свет. Раджас - это движение или активность. А тамас - это тяжесть или скрытость.

Пуруса - Сознание

Пуруса - Сознание

Пуруса - Сознание

Санкхья признает дуалистическую философию и признает два аспекта реальности. К ним относятся Пракрти, бессознательный принцип, и Пуруша, или Самость, сознание.

Каждое тело содержит "я". Но самость отличается от тела. Я - это сознательный дух. Оно является одновременно субъектом и объектом познания. Оно само есть чистое сознание. Оно неизменно и всепроникающе.

Согласно Санкхье, существует множество самостей, или принципов сознания. В каждом живом существе есть один.

Процесс эволюции Вселенной

Согласно Санкхье, весь мир развивается в результате взаимодействия Пракрти и Пурусы.

На пракри влияет присутствие пуруши. Процесс проявления начинается с вливания пурусы в пракри. Пракрти метафорически описывается как материнский принцип. А пуруша описывается как принцип отца. Отец оплодотворяет мать. Пракрти - это почва, в которой сознание может пустить корни.

Таким образом, пракрити воплощает сознание и является материальной причиной всего существования.

#4 Йога

Йога

Йога

"Юдж" - это санскритский корень слова "йога". Он означает "объединять". Система йоги предоставляет методики для соединения индивидуального сознания с Высшим сознанием. Мудрец Патанджали систематизировал йогу.

Йога признает ум причиной рабства. Но ум также является причиной спасения.

С помощью медитации можно контролировать ум и выйти за пределы материи.

Пять стадий разума

Пять стадий разума

Пять стадий разума

Ниже перечислены пять стадий разума.

Преобладание раджаса и тамаса вызывает беспокойство и гиперактивность ума. Тамас может привести к тому, что ум потеряет способность различать.Таким образом, ум постоянно беспокоят внешние раздражители.

В мудхе преобладает тамас. Ум становится вялым и теряет способность мыслить правильно. Он становится негативным и тусклым.

На стадии беспокойства преобладает раджас. Ум мечется от одного объекта к другому, но никогда не задерживается.Это продвинутая стадия беспокойного ума.

Первые три стадии являются негативными. Но следующие две стадии мирные и спокойные.

На стадии одноточечности доминирует саттва. Ум спокоен и близок к полной неподвижности.В этом и заключается цель системы йоги.

В хорошо контролируемом состоянии ум не беспокоен. Он является чистым проявлением саттвической энергии. Только эти две стадии являются позитивными и полезными для медитации.

Модификации разума

Модификации разума

Модификации разума

Система йоги подразделяет модификации ума на пять классов.

Все мысли, эмоции и психическое поведение относятся к этим пяти категориям. Эти пять категорий делятся на причинные и непричинные недуги.

Ложное познание, словесное познание и сон вызывают вредные модификации. Действительное познание и воспоминания не считаются вредными для медитации.

Источниками достоверного познания являются восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство. Ложное познание - это неведение или авидья. Неведение - это принятие невечного за вечное. Вербальное познание - это попытка постичь то, чего не существует. Это всего лишь проекция человека.

Преодоление модификаций

Преодоление модификаций

Преодоление модификаций

Изменения ума вызываются девятью условиями или препятствиями.

- Недостижение желаемого состояния

- Нестабильность в достигнутом состоянии

Йога предлагает методы преодоления этих проблем.

Патанджали утверждает, что ум можно контролировать с помощью практики и отрешенности.

Практика означает особый вид усилий, при котором ум сохраняет неподвижность. Отстраненность означает отсутствие ожиданий от внешних объектов.

Патанджали также описывает крийя-йогу, которая помогает ученикам достичь высшего состояния сознания. Крийя-йога означает йогу очищения. В ней практикуется аскетизм, чтение священных писаний и предание себя Богу.

Восьмеричный путь йоги

Восьмеричный путь йоги

Восьмеричный путь йоги

Для успеха в йоге необходим целенаправленный и хорошо контролируемый ум. Он должен быть свободен от мирских желаний. Ниже перечислены восемь конечностей йоги Патанджали:

- Ямас (пять ограничений)

- Сенсорный контроль (Брахмакарья)

- Ниямас (пять предписаний)

- Сдача (Исвара Пранидхана)

- Асаны (позы йоги)

- Пранаяма (управление жизненной силой)

- Пратьяхара (отказ от чувств)

- Самадхи (духовное поглощение)

#5 Мимамса

Мимамса

Мимамса

Мудрец Джаймини создал философскую систему Мимамса. Слово "мимамса" означает тщательно анализировать и понимать. Цель этой системы - дать практические методы использования ведической религии.

Это удовлетворяет стремление к богатству и чувственным удовольствиям.

Мимамса дает материалистическое объяснение ведических ритуалов. Она предназначена для тех, чьи материальные желания ослепили их. Они не могут увидеть духовное понимание. Но цель Мимамсы - поставить эгоистичного и скептически настроенного человека в подчиненное положение. Она ставит их в подчиненное положение по отношению к ведическим предписаниям.

Эта система готовит человека к дальнейшему продвижению в системе Веданты. В этой системе существуют различные принципы, которые приведены ниже.

Концепция долга

Концепция долга

Концепция долга

Долг - это традиция ответственности. Его берут на себя люди, но он имеет божественное происхождение. Исполнение долга передается высшей инстанцией. Это путь чести.

Альтернативный путь бесчестия - это пренебрежение долгом. Вместо этого человек предпочитает удовлетворять свои животные желания.

В обязанностях человека всегда есть иерархия. Поэтому необходимо уметь различать соответствующие обязанности в конкретное время и в конкретном месте.

Ритуальный долг и философия

Ритуальный долг и философия

Ритуальный долг и философия

Повседневным обязанностям может не хватать позитивного вдохновения. Но ритуализм дает осознание глубокой значимости в небольших жизненных обязанностях.

В концепции Мимамсы ритуалы выполняются не для того, чтобы поклоняться божеству или угождать ему. Ритуалы выполняются потому, что Веда повелевает их выполнять. Эти ритуалы совершаются ради исполнения долга.

Мастерство ритуала - это мастерство над силами Вселенной.

Правильно выполнив ритуал, исполнитель может добиться процветания на земле. Затем они могут быть вознесены на небеса.

Мимамса-анализ Вед

Веда состоит из различных типов предложений.

- Штути (посвятительные хвалебные предложения)

Мимамса учит, что повелительные предложения можно принимать и практиковать.

Но предложения набожных посланий должны быть проанализированы, чтобы определить их основной смысл.

Наука о мантрах

Наука о мантрах

Наука о мантрах

Мантра - это общий термин для всех ведических стихов и предложений. Ведия - это воплощение знания. Она выражается через звук и символически представлена в письменном виде.

Мимамса считает звук вечным. В ней больше внимания уделяется мантрам, чем богам и богиням.

Мимамса утверждает, что ведические обряды основаны на эмпирической науке, а не на религиозной вере. Она не рассматривает исполнение ритуалов как выпрашивание милостей у божеств. Мимамса изучает звук в его происхождении и вибрациях.

Она также признает закон коммуникации или вак шакти. Эта сила течет от высших уровней сознания к артикулированным уровням речи.

Вак Шакти имеет четыре уровня, перечисленные ниже:

- Пасьянти (концентрированный образ мыслей)

- Мадхьяма (Сформированные посредством мыслей шаблоны, готовые к выражению)

- Вайхари (выражение с помощью слов)

Концепция богов и богинь в Мимамсе

В системе Мимамсы существуют определенные правила. Мантры превращаются в божества, а божества превращаются в мантры. И божества, и мантры действуют по схожему принципу.

Каждый из них преобразует энергию в материю и материю в энергию.

Божества могут проявлять себя через вибрацию, когда ритуалы проводятся правильно с использованием мантр. Некоторые философы Мимамсы даже считают, что человек может использовать космические силы по своему желанию.

Мимамса выделяет две цели ритуала. Во-первых, человек может достичь и расширить свой внутренний потенциал. Это объединяет их с космической силой. Во-вторых, человек может выразить почтение и благодарность космическим силам. Это главные обязанности человека. И они должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Физическое как божественное

Физическое как божественное

Физическое как божественное

Мимамса также рассматривает физические элементы как божественные. Такая перспектива не дает уму перегрузиться негативом. И человек может осознать, что вся Вселенная божественна.

Так представлены все ведические утверждения.

Источники достоверных знаний

Мимамса придает большое значение изучению природы и достоверному знанию. Существует шесть различных источников достоверного знания:

Эти теории восприятия и умозаключения похожи на теории ньяи. Но сравнение отличается от ньяи.

Постулирование - это необходимое предположение невоспринимаемого факта. Оно помогает объяснить противоречивые явления.

Она не может разрешить противоречия, но может предположить решения.

Невосприятие является источником непосредственного познания несуществующих вещей. О несуществовании вещи можно узнать по отсутствию ее познания. Если что-то не присутствует в органах чувств, оно не может быть понято ни одним источником достоверного знания.

Концепция души

Концепция души

Концепция души

Мимамса подчеркивает практический подход к карма-йоге или йоге действия. Ритуалы состоят из трех компонентов. К ним относятся исполнитель, объект действия и процесс его выполнения.

Таким образом, человек становится хозяином своей судьбы.

Они вольны наслаждаться кармой либо как хозяин, либо как раб. Здесь душа также рассматривается как вечная, бесконечная субстанция. Душа обладает способностью к сознанию.

#6 Веданта

Веданта

Веданта

Веданта означает "высший конец знания". Ведавьяса, гуру Джаймини, собрал эти труды, чтобы создать эту систему.

В Веданте есть две ветви: личная и безличная.

Личная ветвь рассматривает преданность человека личному Богу как путь к совершенству. В безличной ветви человек осознает, что он является всепроникающей, безличной истиной.

Все шесть даршанов подтверждают, что индивидуальное "я" нематериально и вечно. Цель существования - освобождение. Каждая даршана предлагает средство, с помощью которого душа может быть освобождена. Веданта предлагает два основных объяснения души. Одно из них принадлежит майявади, а другое - четырем персоналистским школам.

В майявади говорится, что существует только одна душа. Эта одна душа - Высшая душа или Бог. Концепция индивидуальных душ - это иллюзия.

Но персоналисты опровергают эту точку зрения. Они указывают, что если Бог был только одной душой, то иллюзия множественности более могущественна, чем Бог.

Персоналисты видят одни и те же духовные качества в Боге и душах. Но между ними все же есть разница.

Веданта широко признана вершиной всех шести систем. Это единственная система, которая имеет дело исключительно с Абсолютной Истиной. И это единственная школа мысли, сохранившая актуальность в современную эпоху.

comments powered by Disqus

Вам также может понравиться