Что такое раджа-йога? ПРАКТИКА ЙОГИ

What Is Raja Yoga?

Что такое раджа-йога? Возможно, вы уже слышали о раджа-йоге, которую также часто называют "королевским путем" йоги или "классической йогой". Раджа-йога отличается от распространенных стилей йоги, таких как хатха, виньяса, инь или подобных. Скорее, это один из четырех признанных "путей" йоги, от которого берет начало современная йога в том виде, в котором она практикуется сегодня. В рамках раджа-йоги йог практикует медитацию и асаны, а также идет к просветлению, или самадхи, следуя последовательности шагов.

В переводе с санскрита "раджа-йога" означает королевский союз. Это можно интерпретировать по-разному. Одно из толкований заключается в том, что, как и в любой йоге, йог рассматривается как единое целое с Божественным и всеми существами. Таким образом, не только Божественное является "раджа" или царственным, но и сам человек, и все существа. Практика раджа-йоги - это способ практиковать уважение ко всему сущему и единение с ним. Когда йог воспринимает мир таким образом, он способен освободить свое эго и все прошлые и будущие страдания.

Раджа-йога и пути йоги

Раджа-йога и пути йоги

Раджа-йога и пути йоги

Как и другие три центральных пути йоги, раджа-йога имеет богатую историю и традиции, которые привели к ее современной интерпретации. Другие три пути йоги включают:

  • Бхакти-йога
  • Карма-йога
  • Джнана-йога

Все эти три других пути йоги были первоначально упомянуты в древнем тексте "Бхагавад-гиты". Они были описаны как способы достижения человеком просветления, или самадхи. Однако стоит отметить, что в отличие от этих трех путей йоги, раджа-йога не обсуждалась в "Бхагавад-гите" как путь к просветлению. Напротив, раджа-йога использовалась как синоним самого просветления, а не как способ практики йоги. Однако со временем раджа-йога эволюционировала и теперь существует как собственный уникальный путь. Это произошло благодаря таким ученым и йогам, как Свами Вивеканда, Патанджали, Шри К. Паттабхи Джойс и другие. Таким образом, по сравнению с другими направлениями йоги, раджа-йога может рассматриваться как наиболее современное направление.

Тексты раджа-йоги

Тексты раджа-йоги

Тексты раджа-йоги

Чтобы понять раджа-йогу и все пути йоги, важно взглянуть через историческую призму и изучить тексты йоги. Это поможет понять, как развивалась раджа-йога и соответствует ли ее нынешнее воплощение ее происхождению. Ниже приведены три текста, имеющие центральное значение для развития пути раджа-йоги.

Бхагавад Гита: Как уже говорилось, Бхагавад Гита является центральным текстом в йоге, в котором упоминаются три других пути йоги. Она считается одним из первых текстов по йоге и корнем всей йогической философии. Это санскритский эпос, который представляет собой повествование между принцем Арджуной и Кришной перед битвой, в котором Кришна советует принцу философию йоги. Хотя раджа-йога в этом тексте не раскрывается как путь йоги, впервые раджа-йога упоминается как синоним просветления.

Упанишады: В "Упанишадах" пути йоги обсуждаются более глубоко, основываясь на философии, изложенной в "Бхагавад-гите". До этого момента медитация рассматривалась как путь к просветлению, а йога - как способ контроля над умом. В Упанишадах представлены способы контроля над телом, что также является шагом к достижению медитации. Раджа-йога также впервые упоминается здесь как отдельный путь, наряду с такими стилями йоги, как кундалини-йога и хатха-йога.

Йога-сутры Патанджали: Написанные во втором веке мудрецом Патанджали, "Йога-сутры" представляют собой серию коротких изречений, которые основываются на фундаменте, заложенном Упанишадами. Каждое из этих изречений, или сутр, является уроком того, как йог должен думать и действовать. В "Йога-сутрах" Патанджали описывает восемь конечностей йоги, или йогу как "восьмеричный путь". Это первый случай, когда раджа-йога упоминается как отдельный путь, с организованным методом практики.

Перевод "Йога-сутр Патанджали" Аль Бируни: С тех пор как "Йога-сутры" были впервые написаны, они постоянно изучались, переводились и интерпретировались учеными. Одним из наиболее примечательных переводов является перевод Аль Бируни, сделанный в 1000 году нашей эры. Он примечателен тем, что в отличие от большинства текстов по йоге, которые были написаны в индуистской традиции, Аль Бируни был персидским ученым. Он перевел "Йога-сутры" для мусульманской аудитории в Аравии. Считается, что Бируни слегка изменил сутры, чтобы соответствовать своей монотеистической аудитории. В любом случае, его перевод нашел отклик у королевских особ Аравийского полуострова того времени, которые искали мистические силы. В 1800-х годах, после многовековой утраты древних йогических текстов, перевод Бируни был заново обнаружен. Это привело к возрождению интереса к йоге и, в конечном итоге, к повторному открытию оригинальных "Йога-сутр".

Восемь конечностей йоги

Восемь конечностей йоги

Восемь конечностей йоги

Понимание восьми конечностей йоги является центральным для понимания раджа-йоги. Это одно и то же. Раджа-йога - это всеобъемлющий путь йоги, а восемь конечностей - это шаги, которые йог должен пройти на этом пути. Как уже упоминалось, восемь конечностей йоги объясняются в "Йога-сутрах" Патанджали. Это краткий обзор восьми конечностей йоги в связи с раджа-йогой.

Ямас: Ямы - это первая из восьми конечностей йоги и первая часть философии, которую должен понять каждый, кто хочет практиковать раджа-йогу. Это принципы нравственности и самоограничения, а также характеристики, которыми должен обладать йог. Существует пять ям.

  • Ахимса (ненасилие)
  • Сатья (правдивость)
  • Астея (без воровства)
  • Брахмачарья (Единство)
  • Апариграха (непривязанность)

Ниямас: Ниямы - это второй шаг на восьмеричном пути. Как и ямы, ниямы состоят из пяти уроков, по которым должен жить йог. В отличие от ям, ниямы состоят из позитивных действий, которые должен совершать йог. Они больше сосредоточены на внутреннем "я" йогина, чем ямы.

  • Сауча (Чистота)
  • Сантоша (довольство)
  • Тапас (сжигание энергии)
  • Свадхьяя (самообразование)
  • Ишварипранидхана (Предание себя Божественному)

Асана: Третий шаг восьмеричного пути, вероятно, наиболее узнаваем для современных йогов. Асана в переводе с санскрита означает "удобное сидение" и относится к позам йоги, которые практикуются физически. Цель асаны - подготовить тело к медитации. Если йог может обрести душевный покой в позе, требующей усилий, то он будет более подготовлен к медитации независимо от обстоятельств, физических, умственных или иных.

Пранаяма: Четвертое - пранаяма, то есть йогическое дыхание. Существует множество различных техник пранаямы, так же как и множество различных асан. Каждая техника имеет свой ментальный, эмоциональный и физический эффект. Пранаяма очень важна для раджа-йоги, поскольку именно дыхание создает единство между умом и телом. Без дыхания нет йоги.

Пратьяхара: Пратьяхара - это пятая конечность йоги. Она означает отказ от чувств. Когда йог отстраняется от привязанности к чувствам, он становится более внутренне сосредоточенным и таким образом еще больше подготавливает тело и ум к раджа-медитации.

Дхарана:
Основываясь на отказе от чувств в пратьяхаре, шестая ветвь дхараны направлена на развитие полного сосредоточения. Благодаря дхаране йог учится способности концентрироваться на одном предмете, задаче или намерении. В результате йог становится более эффективным и целенаправленным как в своей практике йоги, так и в повседневной жизни.

Дхьяна:
Седьмая конечность - дхьяна, или более известная как медитация. В медитации йог использует все навыки из предыдущих шести конечностей одновременно. В отличие от дхараны, где йог полностью сосредоточен на чем-то одном, в дхьяне он сосредоточен на всем и ни на чем одновременно. Вместо этого они полностью пусты и неподвижны. Мысли текут через них без привязанности.

Самадхи: Последняя, восьмая конечность - это самадхи, или просветление. В "Бхагавад-гите" слова "самадхи" и "раджа-йога" используются как взаимозаменяемые. Можно утверждать, что нет никакой разницы между путем и его целью: они едины. В самадхи йог освобождается, просветляется и соединяется с Божественным и всеми другими существами. Это высшее состояние единства.

Ученые раджа-йоги

Ученые раджа-йоги

Ученые раджа-йоги

Исторически сложилось так, что есть несколько важных йогов и ученых, которые помогли развить раджа-йогу с момента ее первого появления в Бхагавад-гите и Упанишадах. Эти йоги и ученые не только внесли вклад в раннее развитие раджа-йоги, но и ответственны за то, что раджа-йога появилась на Западе.

Патанджали: Патанджали - самый ранний из известных исследователей раджа-йоги. Именно он разработал в своих "Йога-сутрах" оригинальный "путь восьми сложений". Своим учением он создал основу всей современной раджа-йоги. Однако существуют разногласия по поводу того, кем на самом деле был Патанджали. Некоторые ученые считают, что Патанджали был не отдельным человеком, а многими йогами. Переводы Аль Бируни способствуют этой теории, поскольку, как утверждается, Бируни мог быть одним из многих "Патанджали". Поскольку считается, что "Йога-сутры" были первоначально написаны в 200 году нашей эры, истина о первоначальном ученом раджа-йоге может быть утеряна со временем.

Свами Вивекананда: Свами Вивекананда имеет огромное значение для передачи раджа-йоги на Запад. В 1896 году он опубликовал свою книгу "Раджа-йога", которая была написана для западной аудитории как объяснение и руководство по раджа-йоге Патанджали. Она стала невероятно популярной и послужила катализатором появления йоги на Западе.

Шри К. Паттабхи Джойс: Шри К. Паттабхи Джойс - самая современная центральная фигура среди ученых раджа-йоги, он родился в 1915 году и жил до 2009 года. Он был исследователем санскрита и учителем йоги, преподавал в Майсуре, Индия, но часто ездил с лекциями в США и другие западные страны. Используя Йога-сутры Патанджали, он разработал физическую практику Аштанга. На санскрите Аштанга переводится как путь восьми сгибов. Его серии Аштанги строги и напряженны. Сейчас они высоко ценятся как физическое проявление практики асан раджа-йоги.

Практика раджа-йоги

Практика раджа-йоги

Практика раджа-йоги

Философия раджа-йоги развивалась и строилась на протяжении тысячелетий. Но как на самом деле выглядит практика раджа-йоги?

Наиболее признанной физической итерацией практики раджа-йоги является, как уже упоминалось, стиль Аштанга, разработанный Шри К. Паттабхи Джойсом. Аштанга - это многосерийная практика. Каждая серия содержит определенную последовательность асан. Каждой асане соответствует счет дыхания, и серия должна выполняться в том же порядке каждый раз. Если йог не может освоить какую-либо асану из серии, он должен прекратить практику и продолжить ее только после того, как асана будет освоена. Большинство йогов практикуют первичную, а иногда и вторичную серию Аштанги. Однако некоторые продвинутые йоги доходят до шестой, последней серии. Единственное место, где йог может получить подготовку для преподавания Аштанги, - это оригинальный Институт Аштанги Джойса в Майсуре, Индия.

Помимо асан, третьей конечности йоги, которой на Западе часто придают чрезмерное значение, другим важным компонентом практики раджа-йоги является медитация раджа-йоги. Что такое медитация раджа-йоги? Она похожа на медитацию в других стилях йоги, где йог может сесть в позу лотоса или другую позу, закрыть глаза и начать внутреннее путешествие сознания. Чтобы глубже понять медитацию раджа-йоги, йоги могут руководствоваться учением о дхьяне, седьмой конечности йоги, изложенным в "Йога-сутрах". В конечном счете, все остальные конечности йоги являются лишь методами подготовки тела к медитации. Поэтому она является самым верным выражением раджа-йоги.

Заключение

Заключение

Заключение

Раджа-йога - сложная практика, и, как многие виды йоги, она развивалась в течение долгого времени. Сейчас существует множество ресурсов и текстов, таких как "Йога-сутры" Патанджали или "Раджа-йога" Вивекананды, которые могут направить йога на его пути. С другой стороны, огромное количество текстов и критических замечаний по практике раджа-йоги может запутать, как на самом деле практиковать эту ветвь йоги. Йогину следует помнить, что в своей самой подлинной форме йога означает единение. Раджа-йога напоминает нам, что мы едины с Божественным и всеми существами. В свою очередь, это делает наш дух и дух всех вокруг нас поистине царственным.

comments powered by Disqus

Вам также может понравиться